8 (800) 5555-843

Классические стили обучаемости по Д. Колбу, П. Хоней и А. Мамфорду

Сумма: 0 руб.
Кол-во: 0

Учитывая все имеющиеся особенности работы со взрослым коллективом, резонно возникает вопрос, насколько эффективно взрослые люди способны обучаться, и есть ли у них возможность усваивать новые знания? С возрастом многие функции организма постепенно  становятся слабее. Снижается острота зрения и слуха, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации, но сами способности к обучению у взрослых людей (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. Стоит отметить, что у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.

Исследователи обнаружили, что люди обучаются одним из четырех способов: 1) через опыт; 2) через наблюдение и рефлексию; 3) с помощью абстрактной концептуализации; 4) путем активного экспериментирования - отдавая одному из них предпочтение перед остальными. Для любого человека, имеющего высшее образование, не будет секретом тот факт, что обучение состоит из повторяющихся этапов «выполнения действия» и «осмысления информации». Это значит, что невозможно эффективно научиться чему-либо, просто читая об этом предмете, изучая теорию или слушая лекции. Однако не может быть эффективным и обучение, в ходе которого новые действия выполняются бездумно, без анализа и подведения итогов и обратной связи.

Именно поэтому для бизнес тренера важно уяснить ключевой момент естественного обучения. Этим моментом является приобретение конкретного опыта, который дает материал для реконструкции событий. Обобщив новые данные и интегрировав их в систему имеющихся знаний, слушатель приходит к абстрактным представлениям и понятиям (отстраненным от непосредственного опыта). Эти новые знания представляют собой гипотезы, которые проверяются в ходе активного экспериментирования в разнообразных ситуациях — это означает, что параллельно с новой ценной информацией мы должны так же находить практическое применение новому опыту. Именно поэтому бизнес тренер приходя на тренинг должен иметь в арсенале разнообразные творческие задания. Сегодня особую популярность получили кейсы, в которых моделируются самые разнообразные проблемы и совместно ищутся пути выхода из них, так же очень интересно и полезно проводить деловые игры, разминки, упражнения и брейн ринги. Чуть позже мы обязательно поговорим о все возможных наполнениях тренинговых программ. Процесс обучения может начаться с любой стадии. Он протекает циклически — до тех пор, пока не сформируется требуемый навык; как только один навык освоен, мозг готов к обучению следующему.

Однако, даже зная все особенности работы со взрослой аудиторией бизнес тренеру следует знать, что существует четыре стиля обучаемости, по Мамфорду. Это означает, что внутри одной слушательской группы могут оказаться  «активисты», «мыслители», «теоретики» и «прагматики». Каждому из них присущи свои сильные и слабые стороны, свои особенности поведения, требования к процессу обучения и к другим его участникам. Люди, предпочитающие тот или иной стиль в «чистом» виде встречаются достаточно редко, как правило, у каждого обучающегося более или менее представлены элементы всех стилей. Но все-таки именно доминирующие тенденции определяют и особенности процесса обучения, и реакцию человека на определенные методы и на усилия преподавателя.

При планировании обучения необходимо учитывать, что в группе обязательно будут люди, тяготеющие к различным стилям обучения. Поэтому тренер должен стремиться строить занятия таким образом, чтобы заинтересовать участников в прохождении всех четырех стадий, составляющих в совокупности цикл обучения. Также нужно включать в программу задания и методы работы, привлекательные для всех участников, помогать людям использовать сильные стороны в стиле обучения и компенсировать слабые стороны.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в первую очередь следует провести диагностику группы слушателей и только после этого начинать формировать программу курса, включая в нее дополнительную информацию. Для того, что бы узнать какой стиль обучения предпочитает слушатель вам следует воспользоваться опросниками. На сегодняшний день в научной литературе по психологии вы можете встретить большое количество разнообразных тестов и опросников, часто представляющих собой интерпретацию двух основных исследований по склонности личности. Это опросники английских ученых П. Хоней и А. Мамфорда, которые в свою очередь базируются на модели обучения Дэвида Колба. По своей сути эти опросники представляют собой экспресс анализ, занимающий у аудитории 7- 10 минут. При работе с опросником тренер обязательно должен предупредить аудиторию о том, что точность результатов будет зависеть от степени их откровенности. Утверждения опросника не являются правильными или неправильными, а лишь констатируют определенные различия в деятельности людей. Существует так же и более трудоемкий способ определения стиля обучения это предварительное интервью или собеседование. При его проведении нужно обращать внимание на характер вопросов относительно предстоящего тренинга, которые задают его будущие участники.

Подпишитесь на полезные статьи

Подпишитесь, чтобы получать полезные статьи, видео и презентации,
а также афишу важных событий, скидки и подарки.

Нас читают уже 35 328 специалистов!

Заказать обратный звонок