Курс Сквозная аналитика
Дебаты в публичном выступлении. Статья
ДЕБАТЫ.
После речи слушатели, обыкновенно, задают оратору вопросы, с целью выяснить какие-нибудь подробности, о которых оратор не упомянул в своей речи, а затем начинаются дебаты (прения). Дебаты заканчиваются заключительным словом оратора-докладчика.
При дебатах приходится говорить без подготовки. Это пугает нередко не только начинающих ораторов, но даже и таких, которым, казалось бы, нечего бояться. По словам Р. Герлинга, один ректор, по фамилии Альварт, чтобы уклониться от дебатов, прибегал к следующей уловке: он делил свою речь на две части, делал после первой части перерыв на 30—40 минут, а затем говорил почти до 12 часов ночи. Противники, из-за позднего времени, отказывались от слова; зал после окончания речи становился почти пустым, и оставалась только «верная свита» Альварта, которую не надо было убеждать.
Тот же Р. Герлинг рассказывает, что один врач, пользовавшийся известностью, хотя и не вполне заслуженной, избавлялся от опасных для него дебатов тем, что в надлежащий момент ему (конечно, по заранее состоявшемуся соглашению) подавали телеграмму, которой его, будто бы, приглашали к постели больного.
Подобные выходки недопустимы для уважающего себя оратора. В конце концов, ведь, дело не в том, чтобы оказаться правым, а в том, чтобы истина восторжествовала. Если оратор основательно продумал свою тему и логически развил свои заключения, то он может спокойно идти навстречу дебатам.
Дебаты имеют весьма важное значение для всестороннего освещения вопроса, если только они направлены в надлежащее русло. Но не всегда бывает так. Нередко случается, что кто-нибудь из принимающих участие в дебатах выхватывает из речи то или иное место, имеющее лишь косвенное отношение к теме, и говорит только о нем; другие ораторы, побуждаемые последними услышанными ими мыслями, говорят еще раз об этом же и распространяются все дальше и дальше так, что прения попадают совсем в другую колею. Наблюдать за тем, чтобы прения не уклонялись от темы — обязанность председателя собрания, но и каждый из ораторов должен следить за этим и говорить" только о том, что относится непосредственно к теме.
Некоторые имеют дурную привычку выявлять во время прений личную вражду. В таких случаях не надо возражать на личные нападки, а следует с достоинством отклонить их. Достаточно указать, что, если противник задевает личность, то это свидетельствует, лишь о том, что он ничего не может возразить по существу дела.
То, что сказал уже другой, можно повторить лишь в том случае, если его не поняли.
Один из верных способов улучшить свои публичные выступления и исправить имеющиеся недостатки - это увидеть себя со стороны. Видеозапись своего выступления может заменить многие часы занятий с тренером.
Просмотр собственного выступления по видео дает поистине бесценную обратную связь. Многих именно видеотренинг приводит к скачкообразному росту ораторского мастерства.
Желательно сделать минимум две видеозаписи, чтобы можно было проследить как улучшаются навыки публичного выступления.
Для получения максимальной пользы от просмотра видеозаписи рекомендуется проводить его в несколько этапов.
Этап 1: Посмотреть свою видеозапись "как есть". При первом просмотре лучше настроиться на позитив и отмечать сильные стороны выступления: что нравится, что хорошо, что необходимо оставить.
Этап 2: Просмотр только изображения (без звука). Наблюдая только картинку, можно отлично проанализировать метасообщение, движения, жесты, мимику…
Этап 3: Прослушивание голоса (без картинки). Слушая только свой голос, легко отследить наличие слов-паразитов, интонационное богатство, умение делать ударения на нужных словах, ритм, темп, громкость.
Этап 4: Ускоренная перемотка. При таком просмотре легко увидеть жесты-паразиты. Насколько разнообразны или однотипны движения и жесты?
Этап 5: Просмотр видеозаписи "как есть". На этом этапе просмотра можно сконцентрироваться уже на том, что добавить, что изменить, что необходимо улучшить.
Длинное выступление лучше снимать и смотреть, разбив его на части.
Например, вступление - 3-5 минут. Просмотрели - проанализировали - внесли изменения; еще раз произнесли вступление - еще раз посмотрели… Так до тех пор, пока не отработаем этот кусочек презентации. Затем переходим к следующей части и так до конца выступления.