Составление программы тренинга. Статья

Очень важно грамотно спланировать логику изложения тренинга, сочетание лекционных, практических и игровых моментов. Тренинг должен быть целостным, восприниматься участниками гармонично и легко.

Целостность в тренинге — последовательность, логичность, непрерывность событий. Поэтому из тренинга нельзя уйти на несколько часов и, вернувшись, снова продолжать работу.

Для создания целостного тренинга, необходимо разработать четко продуманную и глубокую программу тренинга.

Грамотная программа тренинга - тоже целостная вещь. Как правило, программу тренинга можно условно поделить на три части: вступительную, основную и заключительную.

Вступительная часть имеет решающее значение. Именно в это время происходит знакомство с программой, методами работы, устанавливается регламент и правила тренинга.

В рамках вступления вы, в первую очередь, должны рассказать о себе. Объяснить, чем лично вам интересна тема, которую планируете раскрыть. Если вы работаете вдвоем или более широким составом, необходимо обозначить роль всех выступающих в тренинге. Специфика этой процедуры заключается в том, что если вы не представлены — вас просто нет.

Во второй части вступления необходимо четко сформулировать цели и задачи тренинга, основные правила работы, методы и регламент тренинга. Например, если вы считаете нужным попросить отключить мобильные телефоны, объявить время перерывов или сообщить организационные подробности, то делайте это с самого начала.

Методы работы также стоит объяснить заранее. В противном случае вопросы относительно того «кто мы, где мы, что делаем и по каким правилам работаем?» будут возникать постоянно. И, конечно, во вступительной части необходимо обозначить, каких результатов вы планируете достичь по окончании тренинга.

Одним из самых важных элементов вступительной части является представление участников, которым пренебрегают, как правило, все тренеры. Что только они ни придумывают вместо этого. И двадцать методов «разогрева», и перевоплощения, и разговор с соседом и др. Мало кому в голову приходит просто спросить у участников, кто они, зачем пришли и чего ждут от тренинга. Трудно сказать, откуда взялся миф, что взрослые ответственные люди испытывают стресс, когда называют свое имя, интересы и род занятий, но если это действительно так, то как тогда они ходят на работу и выполняют свои должностные обязанности?

Принято считать, что знакомство в группе в первую очередь нужно участникам. Но вопреки общепринятому мнению, в знакомстве с участниками более заинтересован тренер. Основная функция знакомства — это не «разогрев», а диагностика. Удивительно, часто перед тренингом на нее тратятся огромные средства. В полном объеме проводятся анкетирование, анализ потребностей в обучении, интервью, но непосредственно на тренинге эти вопросы обсуждать почему-то не принято.

Исключение этой важной процедуры не позволяет тренеру и участникам уточнить проблематику, публично соотнести программу и ожидания. Кроме того, из-за недопонимания потом могут возникнуть претензии.

Так или иначе, вступительная часть призвана познакомить тренера и участников, прояснить содержание тренинга, уточнить оргвопросы. Во время вступительной части у тренера есть великолепная возможность дополнительно заинтересовать группу, показать преимущества тренинга, заложить фундамент взаимопонимания.

От вступления тренер переходит к основной части тренинга. Традиционное начало основной части — лекция, мини-лекция, установочная лекция плюс, возможно, другой информативный материал. Лекция решает несколько задач: знакомит с предметом, показывает состоятельность тренера, наполняет аудиторию содержанием, дает представление об общих ценностях.

Вообразите аудиторию, которая ждет тренера, мотивирована на обучение, готова к новым свершениям. Приходит тренер и вместо объяснений, с места в карьер, предлагает «отрабатывать навыки». Так это называется? Что подумают участники? Очевидно, они подумают, что тренеру просто нечего сказать. И будут совершенно правы. До тех пор пока тренер не подтвердил собственную квалификацию, трудно рассчитывать на лояльность участников. Если вы не показали, что можете, не рассчитывайте, что все с радостью бросятся исполнять предложенные вами задания и упражнения.

Для того чтобы не возникло проблем, обязательно готовьте лекционный материал. Небольшая емкая лекция позволит подготовить почву для эффективного выполнения практических заданий.

Существует мнение, что «вал» заданий и упражнений в тренинге демонстрирует высокую квалификацию тренера. На практике количество полноценных заданий с учетом подготовки, презентации и обратной связи за один день не может превышать четырех.

В противном случае невозможно осмыслить результаты проделанной работы. Переизбыток заданий (например, от трех до пяти и более за полдня) свидетельствует о содержательной беспомощности тренера, неспособности адекватно планировать и оценить работу участников.

Тренинг — освоение новых знаний и навыков в ограниченный отрезок времени. Жесткий учет времени на подготовку и презентацию заданий является одним из главных требований. Если время не продумано, тренер обязательно столкнется с двумя проблемами. Первая — часть группы не успела выполнить задание, вторая — сделала его слишком быстро. И в том и в другом случае придется менять программу, думать, чем заполнить паузы или «комкать» анализ результатов.

Несоблюдение временных рамок в работе над заданием зависит не от нерасторопности участников, а от неэффективности планирования программы. Даже несмотря на специальные методы «растягивания» и «сжатия» времени, отсутствие тайм-менеджмента в тренинге всегда выглядит небрежно.

Не менее важно по окончании групповой работы заслушать презентации участников. Презентационная часть позволяет не только предъявить наработки группы, но и стать площадкой для синтеза содержания и эмоций участников, отследить качество усвоения материала.

Требования к презентациям просты: все участники выполняют их в заданном формате. Разрабатывая программу, рассчитывайте время для выступления каждой группы или, если задание индивидуальное, каждого участника и всегда помните, что отказ выслушать результаты работы группы невозможен.

После выступления групп тренер должен подвести итоги, озвучить выводы. Во-первых, группа не должна оставаться без обратной связи. Во-вторых, вам нужно предусмотреть правила и содержание комментариев. Честно говоря, принципиальных различий в последовательном или итоговом анализе работы групп нет. Просто в первом случае может оказаться, что, обсудив первую группу, вам совершенно нечего сказать про вторую. Если вы выбираете итоговый групповой анализ, вас подстерегает другая проблема — отсутствие деталей, специфики работы каждой конкретной группы.

Для того чтобы этих опасностей избежать, нужно обязательно готовиться. Например, если программа тренинга новая или вы проводите тренинг для новой аудитории, постарайтесь ответить на все вопросы заданий сами. В дальнейшем расхождения в групповой работе предоставят вам отличную возможность для аналитических комментариев. Очевидно, презентации участников могут предоставить вам идеи и площадку для импровизаций. Но это не исключает вашу предварительную подготовку.

Очень часто популярные тренеры — прекрасные рассказчики, которые могут легко увлечь слушателей интересным выступлением. Однако если забыть про «домашнее задание» (закрепление навыков), то участники всегда могут сказать: «Я не верю, что смогу после нашего тренинга продавать (организовывать, говорить по телефону, выступать публично)!».

Поэтому по итогам анализа групповой работы необходимо предусмотреть методы закрепления пройденного и работы над ошибками. Если время позволяет — задание можно доработать. Если время ограничено — группы должны сформулировать ключевые требования к правильно выполненному заданию.

Заключительная часть программы тренинга — подведение итогов. Это позволит еще раз обозначить основные навыки, которым были обучены участники, ответить на все возникшие вопросы, разобрать наиболее спорные случаи. В рамках подведения итогов вы можете вручить сертификаты, объявить публично об успехах, сказать участникам теплые слова, выслушать их мнения, ответить на вопросы.

 

Все это нужно готовить заранее. Правда, всего предусмотреть невозможно, но чем серьезнее будет подготовка, тем меньше останется простора для неприятных непредвиденных мелочей.

Бизнес

Юриспруденция

История

Маркетинг

IT

Написать нам
Заказать онлайн
Правила обработки персональных данных

Настоящим Я, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.09 №152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие лично, своей волей и в своем интересе на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации.

Такое согласие мною даётся в отношении следующих персональных данных: фамилии, имя, отчество; контактный адрес электронной почты (e-mail); контактный телефон; для определения потребностей в производственной мощности, мониторинга исполнения компанией гарантийной политики; ведения истории обращения в отдел продаж; проведения компанией маркетинговых исследований в области продаж, сервиса и послепродажного обслуживания; для рекламных, исследовательских, информационных, а также иных целей, в том числе, путем осуществления со мной прямых контактов по различным средствам связи.

Согласие дается ООО "Фирма"