Организационное обучение. «Квалифицированная некомпетентность». Статья

Следующее на что стоит так же обратить внимание профессиональному бизнес тренеру это создание уникальной обучающей среды внутри организации.

За последние несколько лет рыночная экономика сделала колоссальный шаг вперед как в области технологий, так и в области управления человеческими ресурсами. Во-первых, это связано с тем, что современный бизнес постоянно развивается и, следовательно, требует все новых и новых решений для своего роста, во-вторых, руководители компаний стремятся к увеличению КПД своих работников, и уделяют большое внимание обучению персонала, его развитию, мотивации и вовлеченности. Конечно, существуют и другие очень важные сферы трудовой активности, однако на успех к конкурентной борьбе может претендовать только та компания, сотрудники которой постоянно занимаются самообразованием, повышают свой интеллектуальный уровень, а так же имеют лояльное отношение к компании в которой трудятся. Многие организации стремятся стать обучающими. Чтобы этого достигнуть, нужно потратить много сил. Обучение людей требует ответственности каждого специалиста, сначала - чтобы позволить обучающимся делать самостоятельные шаги к своему развитию, а затем - чтобы поддерживать этот процесс инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями. Тренеры и бизнес консультанты играют ключевую роль в создании обучающей среды. Секрет успеха при создании обучающей среды заключается в понимании сути процесса научения. Сейчас же важно отметить, что все мы учимся по-разному и имеем свои предпочитаемые способы усвоения информации, мы чуть ранее об этом уже говорили. Организация, осознающая эти различия, с большей вероятностью добьется успеха в создании среды, позволяющей каждому члену раскрыть свой потенциал.

Обучение длится на протяжении всего жизненного пути человека, И тот, кто работает и учится одновременно, повышает вероятность успеха в работе. Все больше и больше организации ценят инновации и творчество, но они еще не достаточно четко понимают, как создать среду, в которой люди способны развиваться.

Изменения и реорганизации несомненно должны происходить в любых компаниях. Однако существует компании, которые считают изменения излишними и боятся того, что они парализуют их. Это связано во многом с тем, что руководители подобных компаний не мыслят масштабно, не прогнозируют и не моделируют ситуацию. К сожалению до сих пор в нашей стране встречаются руководители, которые не видят в обучении персонала возможностей для развития и движения вперед. Во времена быстрых изменений люди нуждаются в поддержке для осознания открывающихся перед собой возможностей и своего потенциала. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивать внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения.

Некоторые исследователи организаций обратили внимание на то, что средняя продолжительность жизни большинства компаний от создания до закрытия составляла менее 40 лет. Однако целый ряд фирм оставались действующими и процветающими даже после двухсотлетней деятельности. Анализ этих тенденций приводил к выводу, что большая часть корпораций исчезает преждевременно из-за неспособности обучаться. Они оказываются неспособными адаптироваться и развиваться в то время, как изменяется их внешняя среда. Исследования продолжительности жизни корпораций позволяют определить общие характеристики для компаний с долгосрочной деятельностью. Выявлено, что эти долгожители корпоративного мира являются обладателями четырех общих черт, а именно:

•адаптивность к внешней среде, ее реальным и потенциальным изменениям, это определяет способность компаний самостоятельно инициировать обучение;

 развитая корпоративная культура, основной задачей ее внедрения является сплоченность коллектива, и высокая степень лояльности персонала к компании. Идентичность культуры организации влияет непосредственно на способность компании создавать уникальные ценности, которые являются ее фундаментом;

•либеральный подход к новым или даже противоположным идеям и видам деятельности. Это чаще всего ведет к децентрализации управления, что в свою очередь обеспечивает открытость обучения и объективную оценку общего состояния внутренней среды организации;

•консервативный подход к финансированию. Именно подобный подход в менеджменте выступает в роли сдерживающего фактора рисковых инвестиций корпорации.

Продолжительное успешное функционирование компании неразрывно связано с организационной способностью продуманно управлять собственным развитием. Компании, которые стараются  обладать перечисленными выше характеристиками следует называть - «живые компании». Именно подобные организации имеют все шансы на более продолжительный жизненный период. Однако в контексте рыночной экономики чаще и чаще встречаются организации, которые делают упор только на увеличение доходов акционеров, и быстрый успех путем активных действий на рынке. Следует отметить, что даже применяя метод экспансии подобны компании имеют меньше возможностей для долгосрочного выживания. Данный вид компаний вполне можно назвать - «экономические компании».

На основе исследований последнего времени в литературе описаны внутриорганизационные условия, которые затрудняют обучение сотрудников. К таким условиям относятся: привычная деятельность оператора, инженерные стандарты, классическая административная культура, устои управленческой деятельности.

Если более подробно рассмотреть суть организационного обучения, то становится ясно, что  – это непрерывный источник создания конкурентоспособных преимуществ компаний, их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Его основной идеей является организация активных групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна – решить проблему или выполнить проект; другая – учиться в процессе выполнения задач, сделать полученные знания достоянием всех участников, представить полученный материал руководству для последующего использования.

Эти дисциплины взаимосвязаны, дополняют друг друга, каждая из них влияет на позитивное действие всех остальных. Бизнес тренеру следует четко уяснить теорию организационного обучения. В ее контексте предложено пять условий, овладение которыми призвано преодолеть недостатки в стереотипах мышления, знаниях и умениях персонала. Эти дисциплины взаимосвязаны, дополняют друг друга, каждая из них влияет на позитивное действие всех остальных.

1.Системное мышление. Оно является концептуальной структурой, охватывающей объем знаний и технологий, познанных в течение многих лет. Эти знания должны составить целостное представление о процессах и явлениях, понять, как их изменить наиболее эффективно. 2. Личное мастерство. Оно предполагает определенный уровень профессионализма. Интересы повышения уровня личного мастерства стимулируют постоянное углубление личной квалификации, направленности усилий, развитие терпения и объективного понимания реальности.

3. Ментальная модель. Это укоренившиеся в сознании понятия, обобщения и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем. Работа с ментальными моделями начинается с воссоздания внутренних картин мира, их тщательного и внимательного изучения. 4. Создание общего видения. Часто общее видение организации связывается с харизмой ее лидера или с каким-либо кризисом, который мобилизует каждого работника. Но большая часть работников склонна следовать возвышенной и иногда недостижимой цели не только во время кризиса, но и в обычное время. Практика общего видения включает умение прогнозировать и моделировать общие «картины будущего», которые помогают вовлекать работников в процесс тренинговых программ в частности и в целом в трудовую деятельность.

5. Групповое обучение. Когда группы обучаются, они не только показывают чрезвычайно высокие результаты, но и отдельные личности развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации. Дисциплина группового обучения начинается с диалога, с проявления способностей членов команды войти в состояние совместного мышления. Групповое обучение является наиболее важным, поскольку именно группы, а не отдельные личности являются основной обучающейся единицей в современных организациях.

В последнее время коммерческим компаниям требуются гораздо более высокий уровень творческого планирования, действенные и полезные знания о новой продукции и новых процессах, повышение степени согласования совместных действий с долгосрочными обязательствами и понимание необходимости решения сложных проблем. Для этого необходимы подготовленные работники, высказывающие свое мнение, ценящие знания и наилучшие решения, стремящиеся объединить свои усилия для общей творческой работы.

В следствии того, что сегодня мы говорим не только о теоретических аспектах работы бизнес тренера, но и о механизмах и тонкостях взаимодействия тренера и слушателей внутри организации, следует более подробно остановиться на таком понятии как «квалифицированная некомпетентность». Бизнес тренеру и консультанту следует быть внимательным и четко понимать с какой именно сложной ситуацией ему придется иметь дело. Быстрая и качественная диагностика ситуации, а в дальнейшем и превентивная интуиция в обязательном порядке сослужат вам хорошую службу. Однако, для того, чтобы иметь все инструменты для исследования сложных и не типичных вопросов бизнес тренер должен так же обладать большим и доброкачественным запасом теоретических данных. Чаще мы можем наблюдать такую ситуацию, когда неспособности, потенциально приводят к периодическому принятию работником чьей-либо позиции. «Квалифицированная некомпетентность» и боязнь перемен тормозят деятельность многих руководителей, не дают им возможности экспериментировать в организациях. В современном российском бизнес сообществе иногда встречаются руководители, которые не видят «картину в целом», не обращают внимания на связь причин и следствии в период между принятием решения и совершаемыми действиями. Одной из основных задач бизнес тренера в подобной ситуации является распространение информации о необходимости всестороннего обучения и развития персонала. Обучение следует представлять как текущий процесс, который протекает внутри как отдельных личностей, так и организаций. Развитие системного мышления помогает сотрудникам видеть взаимосвязи внутри системы, усиливает способность укреплять или при необходимость изменять их. В этом смысле тренеру следует работать над внедрением в компании системного мышления, которое позволяет сделать ясной «всю картину», а так же помогает в понимании моделей взаимоотношений.

Бизнес

Юриспруденция

История

Маркетинг

IT

Написать нам
Заказать онлайн
Правила обработки персональных данных

Настоящим Я, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.09 №152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие лично, своей волей и в своем интересе на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации.

Такое согласие мною даётся в отношении следующих персональных данных: фамилии, имя, отчество; контактный адрес электронной почты (e-mail); контактный телефон; для определения потребностей в производственной мощности, мониторинга исполнения компанией гарантийной политики; ведения истории обращения в отдел продаж; проведения компанией маркетинговых исследований в области продаж, сервиса и послепродажного обслуживания; для рекламных, исследовательских, информационных, а также иных целей, в том числе, путем осуществления со мной прямых контактов по различным средствам связи.

Согласие дается ООО "Фирма"