8 (800) 5555-843

Какими навыками должен обладать бизнес-тренер? Статья

Сумма: 0 руб.
Кол-во: 0

Сегодня в тренеры приходят двумя путями. Из теоретиков в практики, после получения психологического, педагогическо­го, управленческого и прочих дипломов, защиты диссертации, МВА и др. И, соответственно, из практиков в теоретики. В том случае, когда опыт позволяет не только сделать некоторые выводы, но и когда есть желание поделиться наработками.

"Рожденных» тренерами (равно как и коучами) нет. Не появятся они и через 20 лет. Мифология кас­товой принадлежности к профессии — всего лишь попытка закрепить эксклюзивное право на интеллектуальный сервис. Специфика профессии такова, что «не понюхав пороху» в тренинге делать нечего. Важен опыт. Даже самое лучшее об­разование не очень помогает при ответе на самый страшный для любого тренера-теоретика вопрос: «Вы сами когда-нибудь продавали, руководили, презентовали (далее по списку)?». Не стоит в ответ пускаться в популярные в тренерской среде дис­куссии на тему «врач не должен болеть, чтобы знать, как ле­чить». Это некорректное сравнение, основанное на подмене понятий. Мы — не врачи, никого не лечим. А будучи паци­ентами, хотели бы, чтобы врач умел лечить (заметьте — не болеть, а лечить) и имел опыт успешного лечения.

Каими компетенцями: знаниями, опытом и навыками должен обладать бизнес-тренер?

Что должен уметь тренер, помимо общих требований к обра­зованию и опыту работы?

Самый очевидный навык в работе тренера — навык пуб­личных выступлений. Не так просто уметь легко и непринужденно общаться с аудиторией, и не только общаться, но и умело управлять ею. Если тренер стесняется аудитории или не умеет удерживать внимание, восстанавливать дисциплину, рабочую обстановку, - тренинг не будет результативен. Более того, репутация такого тренера может упасть настолько, что восстановить ее уже не удастся.

Среди ключевых тренерских навыков следует отметить умение оп­ределить возможность достижения целей тренинга. С самого начала от вас потребуется честное понимание того, что мо­жет тренинг и где тренинг бессилен. Не стоит браться за не­выполнимые задачи, можно легко потерять и репутацию и здоровье.

Понимание собственных ограничений  - условие важное, но недостаточное. Наряду с этим тренер должен уметь сформи­ровать целостную концепцию тренинга. Поэтому, если прин­ципиальный вопрос «быть или не быть тренингу» решен, можно переходить к разработке концепции. Фактически речь идет о выборе основных приоритетов тренинга. Подготов­ленная концепция позволяет ответить на вопрос, что станет основным в содержании тренинга, а от чего придется отка­заться.

Одним из навыков тренера является умение подготовить программу тренинга. Программа — основа тренинга. Если программа есть — тренинг и вы в относительной безопаснос­ти. Если программы нет — тренерская нагрузка увеличивается в разы. Рабочая программа должна представлять собой логи­чески выстроенную схему занятий и заданий, отражать содер­жание, учитывать методику обучения, временные рамки и ор­ганизационные условия.

Важным профессиональным навыком тренера является умение выбрать адекватные методы. Принято считать, что мастерство заключается в умении продемонстрировать в тре­нинге весь ассортимент методов. Но это не так. Выбор пред­полагает ограничение. Поскольку, честно говоря, работающих методов в тренинге не много.

Подготовка и обязанности тренера означают не только «высокое» понимание содержания и концепции. В тренинге не должно быть сбоев организационного характера. Поэтому подготовка тренера должна учитывать организационную ра­боту, в том числе такие приземленные «бытовые» моменты, как выбор аудитории и тестирование оборудования.

Групповая динамика в тренинге — хит любого тренинга для тренеров. Эффективное взаимодействие «с тиграми в клетке» интересует всех. Поэтому навык работы с группой взрослых участников — один из самых востребованных, более того, обязательный, в тренерской работе.

И, наконец, к вершине тренерского мастерства отнесем умение оценить эффективность тренинга. Говоря о навыках оценки собственной работы, отметим, что тренеру прихо­дится разделять презентационные (на уровне «нравится — не нравится») и реальные результаты.

 

Подпишитесь на полезные статьи

Подпишитесь, чтобы получать полезные статьи, видео и презентации,
а также афишу важных событий, скидки и подарки.

Нас читают уже 35 328 специалистов!

Заказать обратный звонок