Что такое тренинг как профессиональное обучение. Статья

Для проведения продуктивной тренинг сессии вам так же будет необходимо более подробно рассмотреть вопрос о том, какими педагогическими инструментами следует воспользоваться в первую очередь, что следует знать об особенностях обучения взрослых, а так же как правильно построить общение со слушателями, которые пришли к вам на тренинг. Для этого стоит рассмотреть все элементы вовлечения слушателя в процесс познания. Не секрет, что для эффективного осуществления обучения в современных условиях необходимо сочетать активное включение участников с дозированным преподнесением информации. Слушателям группы важно чувствовать, что тренер передал им лично исключительно ценное. Это могут быть инструменты, механизмы моделирования ситуаций, процесс или информация. Участники не хотят приходить к выводу, что тренер не открыл для них ничего нового. Можно вспомнить старую историю о консультантах, которые одалживают у вас часы, говорят вам, сколько сейчас времени, и затем требуют за это вознаграждения.

Именно здесь и возникает вопрос, как заинтересовать и привлечь внимание слушателя? Какие педагогические инструменты использовать, а так же как учесть интересы старшего поколения. Эта тема становится особенно актуальной в последнее время, так как в бизнес пространстве изменения происходят постоянно, особенно в условиях экономических кризисов, которые к сожалению стали спутниками как малого и среднего, так и крупного бизнеса в период 2000-х. Однозначно, что это не благоприятные тенденции для организации в целом, однако это мощный мотиватор для всех сотрудников, включая руководство, систематически учиться и переучиваться, повышая свою квалификацию, становясь конкурентоспособными. В этом смысле у бизнес тренера задача не только удваивается, но даже утраивается и вот почему. Во-первых, сам тренер должен быть в теме всех изменений, происходящих в бизнес сфере, ему так же важно правильно их интерпретировать, во-вторых, тренеру следует заниматься индивидуальным самосовершенствованием, особенно в тех организациях, где основной акцент делается на развитии сотрудников. И в третьих, бизнес консультант должен четко понимать, что обучение взрослых людей имеет целый ряд особенностей.

Самое общее определение взрослого человека было дано специалистами UNESCO в 1976 г.: «Взрослый — всякий человек, признанный таковым в том обществе, к которому он принадлежит». В нашем обществе мы называем взрослым человека, достигшего физиологической, психологической и социальной зрелости, обладающего определенным жизненным опытом, сформировавшимся и постоянно растущим уровнем самосознания. Только взрослый человек принимает на себя полную ответственность за свою жизнь (в том числе экономическую и моральную) и поведение.

Существует так же понятие образование взрослых (adult education). Оно охватывает весь комплекс непрерывных процессов обучения - как формального, так и весь спектр его неофициальных форм и видов. С помощью них взрослые люди развивают свои способности, обогащаются знаниями, совершенствуют профессиональные квалификации или же применяют их в новом направлении.

В этом контексте нас так же интересует раскрытие понятия профессиональное обучение (training). Оно предполагает систематические действия, которые предпринимаются людьми, закончившими начальный цикл непрерывного образования, с целью изменения своих знаний, навыков, оценок и развития отношений с окружающими, для того, чтобы адекватно выполнять профессиональные задачи. Процесс образования должен продолжаться на протяжении всей жизни человека (lifelong education), в таком случае человек не отстанет от технологических и социальных изменений, сможет подготовить себя к изменениям в жизни, полностью реализовать потенциал.

Отличия взрослых учащихся от учащихся-детей постоянно изучается и анализируется наукой. В педагогике появился даже особый раздел дидактики, получивший название андрагогика. В широком понимании данного понятия – это наука о способах самореализации личности в течение всей жизни. Существует так же и андрагогическая модель организации обучения, в рамках которой обучающийся сам несет ответственность за определение области обучения, выбор методов, планирование сроков, а также за результат. Он выступает в качестве основной «движущей силы» обучения, в то время как преподаватель играет роль координатора процесса, «архитектора», создающего новые форм, методы и возможности.

В последнее время все большей популярностью пользуются доказавшие свою эффективность активные методы обучения взрослых: презентации, семинары, деловые и ролевые игры, бизнес-тренинги, кейсы, дискуссии в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием и т. д. При этом следует учесть, что именно взрослые люди нуждаются чаще в обучении бизнес дисциплинам и здесь самому тренеру следует провести четкое разделение между бизнес-образованием и академическим обучением. Важно уяснить для себя, что отличия двух сфер образования, конечно, заключаются не только в содержании упражнений или наличии у взрослых людей собственного практического опыта. При работе со взрослыми группами тренер должен найти зачастую уникальный подход к организации взаимодействия с обучающимися. Обязательно должны быть использованы особые методы коммуникации, распределения ответственности за результаты, и сама мотивация к обучению.

При этом мы с вами должны обратить пристальное внимание на те особенности, которые существуют у взрослых людей и что естественным образом будет сказывается на организации бизнес-обучения. И так, мы с уверенностью можем сказать, что у взрослых слушателей существует потребность в самостоятельности, это одно из основных направлений, по которым реализуется эта потребность, — возможность самостоятельного выбора из нескольких альтернатив. Потребность в обосновании, так же является неотъемлемой частью познания. Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить данный курс или раздел. На вооружение следует взять опыт вузовских преподавателей, которые часто упоминают о том, для чего важно знать то, что сейчас изучается, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием.

Следующей особенностью является неоспоримый жизненный опыт. Случается и так, что взрослые учащиеся иногда превосходят опыт самого тренера. Именно поэтому тренеру необходимо использовать это обстоятельство как достоинства аудитории. Именно поэтому опыт участников в традиционном тренинги следует использовать как опору для изложения материала или фон для иллюстрации. В интерактивном тренинге это должно стать существенным источником материала обучения. В случае обучения взрослых людей даже директива руководителей не всегда убеждает в том, что обучение им действительно необходимо. Опыт показывает, что начало обучения стоит посвятить специальному обращению к ситуации в компании, вытекающим из нее требованиям к знаниям и умениям.

Обычно в пособиях для преподавателей, работающих со взрослыми, говорится о том, что обучение должно быть прикладным, практически направленным. Опыт показывает, что особенности взрослых учащихся наиболее сильно связаны с потребностью в смысле.

Хорошо видны две основные области проявления этой потребности:

1.        потребность в решении практических, производственных задач и

2.        потребность в личностно-профессиональном развитии.

Как правило, взрослые люди охотно учатся, если видят необходимость обучения и возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому стремится учиться без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание повышению самооценки и чувства собственного достоинства каждого человека.

Бизнес

Юриспруденция

История

Маркетинг

IT

Написать нам
Заказать онлайн
Правила обработки персональных данных

Настоящим Я, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.09 №152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие лично, своей волей и в своем интересе на обработку (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение, передачу (включая трансграничную передачу), обезличивание, блокирование и уничтожение) моих персональных данных, в том числе с использованием средств автоматизации.

Такое согласие мною даётся в отношении следующих персональных данных: фамилии, имя, отчество; контактный адрес электронной почты (e-mail); контактный телефон; для определения потребностей в производственной мощности, мониторинга исполнения компанией гарантийной политики; ведения истории обращения в отдел продаж; проведения компанией маркетинговых исследований в области продаж, сервиса и послепродажного обслуживания; для рекламных, исследовательских, информационных, а также иных целей, в том числе, путем осуществления со мной прямых контактов по различным средствам связи.

Согласие дается ООО "Фирма"