Курс Сквозная аналитика
Начало деловых переговоров
Прежде всего, нужно определить, с каких слов вы начнете переговоры и как будете их развивать. Причем просто рекламировать свой товар или услугу недостаточно, нужно уметь убедить клиента в том, что ваше предложение интересно именно ему, а не вообще «нужная вещь». Нужных вещей или услуг много, но
- Заинтересуется ли ваш потенциальный клиент в этом;
- Заинтересован ли он купить это именно у вас.
Если вы сможете положительно ответить на эти вопросы, можете считать, что половина дела уже сделана.
Важно при переговорах быть глубоко убежденным в правоте и искренности своих слов. Если вы не верите своим словам - вам поверит только глупец, а как правило, бизнесмены люди умные и с хорошей интуицией.
После того, как вы определили, каким образом будете убеждать партнера в пользе своего предложения, нужно подготовиться к тому, что он может начать спорить и приводить аргументы, что либо ему не нужно то, что вы предлагаете, либо не нужно именно сейчас, либо нет в этом насущной необходимости, либо попросту проблемы с финансами и у него недостаточно средств, чтобы заключить сейчас с вами сделку. На этот случай вы должны заранее приготовить, что будете говорить при таком отказе.
Естественно, нельзя сразу прекращать переговоры при первых же возражениях клиента, нужно постараться его переубедить, доказать, что он неправильно смотрит на достоинства и возможные недостатки предстоящей сделки. Начинать переубеждать клиента нужно со слов «Вы правы», а потом доказать ему, что он не прав. Такая фраза обезоружит вашего партнера, это всегда срабатывает.
Основные тезисы о преимуществах вашего продукта или услуги должны быть изложены в коммерческом предложении, которое в печатном виде должно остаться у клиента после (или еще до) вашего визита, чтобы он смог почитать его, показать руководству, специалисту или подчиненным, обсудить детали в свободное время со своим коллективом.
Аргументы и контраргументы желательно тоже сформулировать письменно и даже заучить их. Никакие другие слова не кажутся такими естественными, как те, которые подготовлены заранее и отрепетированы много раз.
Когда я еду на переговоры, я уверен в себе, в своей компании, в том, что мое предложение самое выгодное на рынке, но я не уверен, что смогу подписать договор. В бизнесе возникает много причин, которые могут как подтолкнуть, так и оттолкнуть вашего партнера от заключения сделки. Это нужно помнить и не воспринимать каждый отказ как катастрофу.
Я всегда говорю своим менеджерам: «Если не получилось продать сегодня, продадите завтра, и если не получилось продать одному – продадите другому».
После того как вы убедили себя самого в том, что предложение является выгодным в сложившихся условиях на конкурентном рынке и четко сформулировали основные аргументы, на которые будете опираться при проведении переговоров, можете назначать встречу.
Большинство авторов пропускают этап назначения переговоров, а зря, поскольку если вы не сможете договориться о переговорах, они попросту не состоятся.
Традиционно назначают переговоры по телефону. Возможна, конечно, ситуация, когда менеджер приезжает без приглашения, но тогда будьте готовы к тому, что вас даже слушать не будут, а возможно, будут откровенно грубы. Кроме того, так вы рискуете потерять потенциального клиента навсегда. Хотя любой риск в определенных ситуациях бывает оправдан. О выгодах экспресс-переговоров с потенциальными клиентами мы поговорим особо.